Главная - Press - High level of music making

High level of music making

<< previous next >>
Международный День Музыки в Калининградской областной филармонии традиционно отмечается значительными концертами. В этом году калининградцы получили замечательный подарок – концерт одного из лучших оркестров мира – Государственного Академического Симфонического Оркестра России им. Е.Ф.Светланова (художественный руководитель – Владимир Юровский). Этот день ознаменовался и ещё одним, не менее значительным событием: калининградской филармонии было присвоено имя выдающегося дирижера Евгения Фёдоровича Светланова.
 
Концерту предшествовала репетиция, на которой руководители оркестра разрешили присутствовать местным музыкантам, студентам музыкального колледжа, учащимся музыкальных школ и преподавателям – поскольку не все желающие могли попасть на вечерний концерт. Это очень щедрый подарок оркестра калининградцам, такая возможность у слушателей случается крайне редко.
 
Евгений Светланов - личность огромного масштаба: дирижёр, композитор, пианист, его творческое наследие насчитывает тысячи записей. Со своим оркестром он записал почти все симфонические произведения русской и советской классики («Антология русской симфонической музыки»), много выступал за рубежом, делал оперные постановки.
 
В первом отделении концерта прозвучали произведения Е.Светланова и П.Чайковского.
 
В «Арии» Е.Светланова для струнного оркестра и фортепиано солировала Вера Алмазова. Широкая, очень русская, бесконечная мелодия - в сопровождении плотной оркестровой фактуры - перекликается по стилю с творчеством одного из самых любимых композиторов Светланова - С.В.Рахманинова. В любой великой музыке есть, прежде всего, красивые мелодии и гармония - они вызывают у слушателя чувства и эмоции созидания, сотворчества, сопереживания. Но, к сожалению, этого часто не хватает произведениям современных композиторов.
 
Затем прозвучало более крупное произведение Е.Светланова – «Поэма для скрипки с оркестром». Солист – народный артист РФ Сергей Гиршенко. Сергей Гиршенко работал во многих известных оркестрах в качестве концертмейстера оркестра (первая скрипка оркестра), поэтому иногда его образно называют «первой скрипкой России». Это талантливый  музыкант, нередко гастролирующий, как солист, сотрудничавший со многими выдающимися  дирижёрами и оркестрами. Прекрасная школа, полученная у великого Давида Ойстраха в Московской консерватории, даёт ему возможность выражать на инструменте всё, что он чувствует и хочет донести до слушателя.
 
 
«Поэма» памяти Давида Ойстраха - очень драматичное произведение. Издалека, из ниоткуда, из бескрайних русских просторов начинает звучать оркестр. Потом так же тихо и осторожно к нему присоединяется скрипка. Очень хрупкую и пронзительную мелодию мягко и нежно поддерживает оркестр, затем потрясающей красоты мелодия как бы вырастает, надвигается на нас и превращается в мощное звучание всего оркестра вместе с солистом. Кульминация спадает и начинается самый драматичный эпизод - монолог скрипки-соло, в котором перед слушателем возникают образы жизненных невзгод и исканий, радости и печали, прозрений, взлётов и падений, возможно, перед нами проходит и раскрывается вся жизнь Художника с его вечными творческими поисками. И когда монолог скрипки достигает своего наивысшего напряжения, кульминации, его подхватывает мощное тутти оркестра. После кульминации напряжение постепенно спадает, композитор возвращает нас к началу произведения, как бы напоминая о «круге вечном». Звуки скрипки и оркестра медленно затухают, растворяются и, наконец, совсем исчезают в пространстве…
В завершение первого отделения прозвучала гениальная Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского. Оркестр был на высоте, публика - в восторге.
 
Весь вечер за пультом стоял молодой, но уже достаточно опытный дирижёр - Станислав Кочановский. Станислав принадлежит к петербургской дирижёрской школе, окончил консерваторию с отличием, интенсивно гастролирует, является главным дирижёром симфонического оркестра филармонии в Кавказских Минеральных Водах. В его багаже уже более 50 симфонических программ и 26 оперных спектаклей, сотрудничество со знаменитыми оркестрами и исполнителями. Импонируют его аккуратная, академичная манера дирижирования, прекрасное слышание оркестра, проработка деталей (что иногда в незначительной степени отвлекает от контроля за формой произведения).
 
Во втором отделении Станислав Кочановский прекрасно справился с одной из сложнейших симфонических партитур – Четвёртой симфонией П.И.Чайковского. В полной драматизма первой части оркестр звучал во всей своей красе, в лучших традициях, заложенных Е.Ф.Светлановым. Прекрасный ансамбль всех инструментов поражал своей слаженностью, культурой звука, музицированием в самом высоком смысле этого слова. Нельзя не отметить исполнителей группы духовых инструментов - такое великолепное звучание можно услышать только в составах лучших оркестров мира. В третьей части симфонии (почти постоянное «пиццикато» в очень быстром темпе) оркестр блистал своей непревзойдённой техникой, в чём, несомненно, также заслуга дирижёра. Впечатление было такое, будто играет один человек, а не полный состав оркестра (около ста человек). Финал симфонии, в котором П.И.Чайковский использовал тему известной русской народной песни «Во поле берёза стояла», прозвучал красочно, ярко, эмоционально, празднично.
 
Фото - Елена Чепинога, artemzhitenev.com, weekend.ria.ru
Автор  Никита Крылов