Главная - Press - Barber Cello Concerto - Premiere in Kislovodsk

Barber Cello Concerto - Premiere in Kislovodsk

<< previous next >>
В Кисловодске Академический симфонический оркестр им. В. И. Сафонова сыграл нетривиальную программу.

Везет мне с моим любимым музыкальным инструментом – виолончелью на Кавказских Минеральных Водах. Два года назад в конце февраля 2012 года в концертном зале им. Ф. И. Шаляпина в Ессентуках я впервые услышал с местным оркестром молодого виолончелиста Алексея Стадлера, хорошо исполнившего концерт Дворжака. Но тогда оркестр был заметно недоукомплектован – виолончелей тогда было два с половиной пульта. Невысокая зарплата в оркестре порождала текучесть кадров и необходимость подработки в других музыкальных коллективах. Но даже и тогда героическими усилиями дирижёры добивались максимально возможного качества в целом.

Сегодня ситуация изменилась кардинально. Заметно возросли ставки. Приобретена группа качественных медных и деревянных духовых инструментов.. В группе виолончелей пять пультов. Сегодня Академический симфонический оркестр им. В. И. Сафонова полностью укомплектован.

1 марта 2014 года в зале им. А. Н. Скрябина, расположенного в историческом здании филармонии, Симфонический оркестр на КМВ под управлением своего главного дирижёра Станислава Кочановского дал концерт с чрезвычайно интересной, нетривиальной и трудной программой, которая могла бы сделать честь столичным филармониям. В первом отделении прозвучала Увертюра к спектаклю «Школа злословия» и Концерт для виолончели с оркестром американского композитора Сэмюэля Барбера. Солировал лауреат XIII конкурса им. Чайковского (2011 г.) Евгений Румянцев. Во втором отделении были исполнены Вариации на оригинальную тему «Энигма» Эдуарда Элгара.

 

Станислав Кочановский и Евгений Румянцев

Чтобы анонсировать программу, не имеющую в себе ни одного шлягера, дирижёр должен, мягко говоря, обладать большой смелостью и быть уверенным, что местная провинциальная публика и отдыхающие с разных концов России придут её слушать. Сочинения Барбера вообще плохо знают в России, они редко звучат даже в столицах, а его виолончельный концерт я, кажется, не слышал ранее вовсе. «Энигму», хотя в последнее время её и стали исполнять относительно чаще, но и шлягером её не назовёшь ни при каких обстоятельствах. И, тем не менее, зал на дневном концерте (начался в 16 час.) был не меньше чем на три четверти полон, несмотря на погожий солнечный день в Кисловодске.

Евгений Румянцев блистательно справился со сложнейшей виолончельной партией концерта. Причем не только технически, но и музыкально. Весь концерт ритмически очень разнообразен. В его сольной партии заложено множество красок. Для того, чтобы максимально реализовать это разнообразие, необходимо полное взаимопонимание солиста с дирижером и оркестром. И такое взаимопонимание у всех трёх сторон ансамбля, благодаря точной и вдохновенной репетиционной работе Кочановского, было достигнуто. Несмотря на сложность всей партитуры, зал слушал виолончельный концерт Барбера как завороженный и по окончании его взорвался бурной овацией.

Перед Кочановским стояла непростая задача – не растерять после антракта тот эмоциональный градус, который был достигнут в первом отделении великолепным исполнением концерта Барбера. И ему это удалось. Каждая вариация в «Энигме» получилась как отдельная красочная картинка. И калейдоскоп этих картинок держал внимание зала, не давая ему возможности заскучать. Оркестр прекрасно исполнил традиционный после «Энигмы» бис – Прелюдию для оркестра «Привет любви», ор. 12.

У меня была возможность посидеть на двух репетициях этой программы, в течение которых я оценил, насколько выросло качество звучания оркестра за те два года, что я его не слышал. Во-первых, меня поразила благожелательная творческая атмосфера, которая царит на репетициях, и невероятная выдержка главного дирижера, который на моих глазах ни разу не повысил голоса, когда кто-то из оркестрантов ошибался, причем даже когда для исправления приходилось не единожды повторять какой-либо пассаж. Во-вторых, состав оркестра значительно омолодился. В-третьих, значительно обновился инструментарий, о чем я писал выше. Конечно, в той же «Энигме» есть над чем еще поработать и дирижёру, и оркестру. Но это, как говорят математики, величины второго порядка малости. А главное уже сделано! И сделано отменно.

Нынешнее качество Симфонического оркестра им. В. И. Сафонова Северо-Кавказской академической филармонии имени В. Сафонова позволяет художественному руководству филармонии и его главному дирижёру Станиславу Кочановскому ставить перед коллективом высокие задачи и смело подходить к построению концертной афиши. Я просмотрел репертуар оркестра на сезон 2013/2014 гг. и обнаружил там, кроме привычного репертуара, имена авторов, об исполнении музыки которых провинциальные оркестры ранее не могли и мечтать, побоявшись потери аудитории. Например, это целиком программа рецензируемого концерта, «Румынский концерт» Дьердя Лигети, «Концерт для оркестра» Белы Бартока, Четвертая симфония Густава Малера и его вокальные циклы, и даже концерт из произведений ныне живущих российский композиторов Михаила Броннера и Ширвани Чалаева и др. Такая позиция руководства Северо-Кавказской академической филармонии, формирующей не только популярные программы, но и развивающей вкус аудитории к более сложной музыке, вызывает огромное уважение.

Владимир ОЙВИН«Новости музыки NEWSmuz.com»