Главная - Press - Closing concert of 55th Festival "Tchaikovsky Homeland"

Closing concert of 55th Festival "Tchaikovsky Homeland"

<< previous next >>

The finale point and the culmination of the 55th music Festival "Tchaikovsky Homeland" was the concert of the State Academic Symphony Orchestra of Russia Yevgeny Svetlanov. The soloists on this festival of music were the virtuoso violinist Ivan Pochekin and conductor Stanislav Kochanovsky.

«Светлановский» оркестр (ГАСО) с момента своего основания в 1936 году гастролировал в Удмуртии не менее десяти раз, неоднократно становился участником фестивалей Чайковского. Программы ГАСО оказывались настоящим событием каждый раз. И в этом году выступление оркестра стало не просто точкой, а подлинным восклицательным знаком юбилейного, 55-го фестиваля.

Ансамблевостью игры, выразительностью звучания оркестр отличался всегда, не случайно же его считают одним из лучших симфонических коллективов Европы. Особенности звучания ГАСО зависели от индивидуальностей дирижеров, возглавлявших его в разные годы – от Светланова до Горинштейна. В 2011 году у ГАСО появился новый худрук, Владимир Юровский. Но в Удмуртию оркестр приехал с приглашенным дирижером, петербуржцем Станиславом Кочановским. К своим 30 годам он успел войти в число лучших молодых дирижеров страны, играющих со всеми знаковыми российскими коллективами. Уже очевидно – этот отличник (он дважды закончил питерскую консерваторию, оба раза с красным дипломом, и был признан «лучшим выпускником вузов Санкт-Петербурга) – настоящий феномен. Он потрясающе, уникально современен в своем ощущении музыки и стиля. Во фраке, белой рубашке с золотыми запонками Кочановский держится так же расслабленно, как его ровесники ощущают себя в джинсе. Абсолютную классику (на фестивале звучали Мусоргский, Рахманинов и Чайковский) он дирижирует так, будто это чистейшей воды рок-н-ролл: вдохновенно и с юношеским драйвом, упиваясь патетическими моментами, провоцируя оркестр на экстатической силы эмоции (при этом умудряясь избежать истерического надрыва). И легко и элегантно уводит музыкантов от эпического размаха к нежнейшему, тончайшему пианиссимо, и оркестр из 120 инструментов звучит… горячим, чувственным шепотом.

А какое это зрелище – маэстро Кочановский за пультом! Не только его руки, но и все тело вовлечено в экспрессивный, изысканный танец. Когда же на сцену выходит скрипач Иван Почекин, начинается настоящий «балет в четыре руки»: выразительно, плавно и сильно движутся плечи, запястья, пальцы; спорят друг с другом в быстроте и красоте вычерченных в воздухе линий дирижерская палочка и смычок...

Очевидно, нам предъявили новую оркестровую манеру 21 века, эстетике «видеоряда» уделяющую так же много внимания, как и звучанию (в опере эта революция уже произошла, сделав настоящими звездами не только хорошо поющих, но и подчеркнуто красивых людей). И солидная «классическая» публика приняла эту манеру с тем же восторгом, с каким встречают своих кумиров рок-фаны: стоячей овацией, которая продолжалась добрых пять минут под нескончаемые крики «Браво!».

Из Ижевска музыканты отправились в Воткинск, где вечером 7 мая дали «особый» концерт, посвященный не только фестивалю, но и дню рождения композитора. И для Кочановского, и для Почекина Чайковский – один из любимейших, в их репертуаре его сочинения занимают значительное место (Почекин выбрал его в числе пяти авторов для своего сольного диска, выпущенного в Европе, а Кочановский дирижирует все его балеты, оперы, и многие симфонии и концерты). Поэтому на родину Чайковского они отправились в ожидании сильных впечатлений от встречи с тем, что окружало композитора в детстве.

Итак, Ижевск готов к классике, заряженной энергией третьего тысячелетия. Теперь важно, чтобы об этом помнили промоутеры и организаторы следующего фестиваля. И если сбудется обещание министра культуры Дмитрия Иванова (а до сих пор его обещания по поводу финансирования фестиваля сбывались), и бюджет феста увеличится еще на миллион рублей, то у Удмуртии будет шанс увидеть и услышать и других «героев нашего времени». 

Источник: Udm-info.ru